Начиная с 1990-х годов у казански
НОВЫЙ ГОД ПО ТЮРКСКОМУ КАЛЕНДАРЮ. ЕЛ БАШЫ-НАВРУЗ БАЙРАМ
Символом Науруза узбеки считают проращенное пшеничное зерно. За 15 дней до праздника сажают пшеницу, а из проращенных зерен готовят главное праздничное блюдо «Сумаляк» («Сумелек», «Семени»). Очень много обрядов Науруза связано с числом семь: достархан из семи яств, праздничные блюда из семи компонентов и т.д. Науруз сохранил преимущественно земледельческие обряды и языческие ритуалы.В настоящее время у казанских и уфимских татар по случаю Навруза проводятся и другие мероприятия, народные гуляния, конкурсы, например, среди девушек на титул «Наврузбиꉻ, «Навруз г_з‰ле», на которых участницы должны показать свое искусство в исполнении татарских песен, танцев, в остроумии.
Исследователь Х.Х. Малкондуев (Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев», Нальчик, «Эльбрус», с. 75): «В середине марта, когда начинала пробиваться первая травка и гремел первый гром, женщины с детьми ходили по дворам, исполняя громко песенку: «Чыгъыгъыз, чыгъыгъыз, /Буу кибик мала/ Къуу болуп туралла.// Чыгъыгъыз, чыгъыгъыз-/ Малланы тойдуругъуз».//«Выходите Животные словно олени, стали тощими, накормите досыта животных.»/
Карачаево-балкарский народ называет весенний день равноденствия «Навруз» и «Рузлама». Молодежь в этот день прыгает через костры.
Из музыкальных инструментов ногайцы использовали кобыз, кылкобыз, зурну, домру и сыбызгы. В праздник ногайцы также проводили состязания по борьбе, конным скачкам и киданию камней на дальность.
У ногайцев начало года называется «навруз», а месяц март «навруз ае». Ногайцы в праздник исполняли танцы «т_г‰р‰к», «озын»и «коьшемеке» и распевали песни следующего содержания:/Навруз юрай келдик биз,/ /Ишчилердин эшигине,/ /Нарык улу Шорадай/ /Батыр берсин бешигине/ /Азан, азан!/ /Навруз куньги муьбарек!/
Весной хакасские шаманы и шаманки освящали коня вороной или бурой масти перед жертвоприношением горному духу. («Проблемы сохранения природы и культурно исторического наследия Хакасии», Абакан, 1994, с. 47 48)
Ученые сделали вывод, что после опускания в яму жертвенного барашка древними обитателями Хакасии в честь Матери земли, прямо на эту же яму устанавливали изваяние божества личиной на восход солнца, что производилось, вероятно, весенним ранним утром. На дно ям укладывались куски жертвенного мяса и шкурки барашков с неотделенными от них головами и ножками. Дальнейшие жертвоприношения божествам совершались на специальном каменном жертвеннике алтаре. (Л.Р. Кызласов, «Древнейшая Хакасия», МГУ, 1986, с. 190)
Аксакалы в Навруз произносят алкыши: «пусть будет благополучным народ», «пусть будет много светлого (молока)», «пусть этот день принесет изобилие», «пусть все зло и черные дела провалятся сквозь землю», «пусть духи предков всегда поддерживают нас!»
Добро пожаловать! Р‰хим итегез!
Организаторами этого мероприятия являются: ГУК РМЭ «Республиканский центр татарской культуры», Узбекская национально-культурная автономия «Сарбон», Региональная общественная организация «Азия», при содействии Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ.
В программе праздника концерт звезд тюрко-татарской эстрады и художественных коллективов национальных общин города Йошкар-Ола, угощение праздничными национальными блюдами и многое другое.
Республиканский центр татарской культуры 22 марта в 11 часов приглашает всех желающих принять участие и разделить с нами радость праздника на площадку перед нашим центром.
В день весеннего равноденствия тюрские народы отмечают Навруз-Байрам, праздник Нового года по солнечному летосчислению, иначе день первой борозды. В этом году также в Йошкар-Оле, по уже сложившейся традиции, состоится широкое празднование Навруз-Байрама.
Тюрские народы Марий Эл будут отмечать Новый год | MariUver
Комментариев нет:
Отправить комментарий