среда, 6 февраля 2013 г.

школьный музей развивающая образовательная среда

Содержание ССЫЛКА НА РАБОТУ Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Школьная развивающая эколого-образовательная среда для реализации экологического образования в интересах устойчивого развития. Восьмая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития», г. Новомосковск, 23 24 сентября 2011 г., с.21-27.ШКОЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯАргунова М.В., Плюснина Т.А. Кафедра и центр экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образованияПринципы организации развивающей эколого-образовательной среды Под развивающей образовательной средой понимают систему условий формирования и развития личности в социальном и пространственно-предметном окружении. ^ Рис. 1. Особенности развивающей образовательной среды Образовательную среду можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Образовательная среда в узком смысле среда какого-либо образовательного учреждения (школьная образовательная среда), в широком образовательное пространство района, округа, города и др. В условиях образовательной среды каждый субъект образовательного процесса осуществляет свою деятельность в предметно-пространственном окружении, в системе социальных отношений, сложившихся в данном учреждении. Элементами среды являются школьное здание, специализированные кабинеты, музеи, оборудование, пришкольный участок, а также содержание учебных предметов, что и определяет насыщенность среды образовательными ресурсами. Создание образовательных ресурсов способствует расширению развивающих возможностей образовательной среды. Организация развивающих возможностей является ключевой педагогической задачей, связанной с созданием условий для эффективного личностного развития всех субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей и родителей). При взаимодействии учащихся, учителей и родителей в развивающей образовательной среде создаются условия для удовлетворения их потребностей, мотивирующие образовательную деятельность. Учащиеся становятся субъектами своего развития, а не объектами влияния условий и факторов образовательной среды. Важным является установление взаимосвязи между пространственно - предметным окружением и субъектами образовательного процесса, что и обеспечивает результат образования, который зависит от уровня методического и технологического обеспечения, эффективности использования образовательных ресурсов, направленности образовательного процесса на раскрытие личностного потенциала каждого ребенка. Таким образом, при проектировании развивающей образовательной среды необходимо учитывать: потребности субъектов образовательного процесса; систему социальных отношений, сложившихся в коллективе; пространственно-предметное окружение; технологические и методические подходы, направленные на реализацию учебного содержания. Педагогический процесс, организованный в условиях развивающей образовательной среды можно рассматривать как развивающее обучение. В условиях развивающего обучения Д.Б. Эльконина (1904-1984) и В.В. Давыдова (1930-1998) содержанием обучения в начальной школе являются теоретические знания, а методами обучения совместная учебная деятельность младших школьников. В качестве результата развития выступают главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту. Данная дидактическая система направлена на формирование школьника как субъекта учебной деятельности, т.е. желающего и умеющего учиться, заинтересованного в самоизменении. Обеспечение условий для превращения ученика в субъект образовательной деятельности является целью развивающего обучения, которая принципиально отличается от целей традиционной школы подготовить ребенка к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. В системе развивающего обучения Л.В. Занкова (1901-1977) основой психического развития младших школьников являются новые способы организации процесса обучения. Обучение строится на высоком уровне трудности, в котором ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Для развивающего обучения характерны высокие темпы изучения нового материала, осознание школьниками процесса учения, систематическая работа над развитием всех учащихся. На основе данной системы был достигнут развивающий эффект в области мышления, практических действий, которые исследовались по линии психического развития. Образовательная система «школы диалога культур» В.С. Библера (1918-2000) охватывает весь образовательный процесс от младших до старших классов. В данной образовательной системе развитие школьников обуславливается диалогом различных типов мышления, связанным с тем или иным типом культуры. Идея разработки и реализации развивающей образовательной системы на основе организации соответствующей образовательной среды принадлежит В.В. Рубцову (род. 1948) и его соавторам. Развитие ребенка происходит в процессе освоения им разностороннего инструментария, присущего различным формам сознания и деятельности. Это позволяет рассматривать пространство школы для освоения культурно-исторических норм. Образовательная среда строится как система локальных образовательных сред школ разных ступеней. Каждому типу образовательной среды соответствует особая организация пространственно-предметного компонента архитектурные особенности зданий, оборудование, особая атрибутика, а также особая, присущая данному типу культуры форма детско-взрослой общности. Основу развивающей дидактической системы экологического образования для устойчивого развития составляет информационно-деятельностное содержание, охватыва

143.32 Kb.Название Дата конвертации28.10.2012Размер143.32 Kb.Тип источник

Школьная развивающая эколого-образовательная среда для реализации экологического образования в интересах устойчивого развития

Школьная развивающая эколого-образовательная среда для реализации экологического образования в интересах устойчивого развития

Комментариев нет:

Отправить комментарий